Джонстаун — уникальная трагедия. Подлинная история и факты.

Страшная трагедия произошла с американскими подданными на территории Гайаны 18 ноября 1978 г. Все эти люди проживали в общине Джонстаун. В тот день они совершили совместный акт суицида. Всего было 900 человек, включая женщин, молодежь и детей. Среди них были как белые, так и черные. Жители общины состояли в религиозной секте «Храм народов», которой руководил человек с параноидальными склонностями Джим Джонс. Именно он, обладая даром убеждения и пользуясь своей властью над людьми, смог призвать своих последователей добровольно уйти из жизни. Среди выживших людей и бывших членов секты Джонстаун есть те, кто считает данный акт массовым убийством. Но стоит разобраться в этой истории с самого начала.

Джим Джонс: с чего все начиналось

Жизнь каждого человека ведет свои корни из детства. Тогда-то и формируются первые взгляды на жизнь под влиянием окружающей обстановки. Именно в детстве человек начинает понимать, что в мире устроено неправильно, и составляет свое мнение относительно идеальной жизни. Возможно безумные идеи Джонса возникли уже тогда из-за негативных обстоятельств жизни его семьи.

Детство будущего проповедника было таким же бедным, как и у тысяч других американских детей, которые застали времена Великой депрессии. Он родился в 1931 г. в небольшом городке Крит в штате Индиана. В те времена было сложно с работой, поэтому родители мальчика вскоре переехали в другой маленький город Линн. Здесь семья поселилась в бедной лачуге без элементарных условий. В семье Джима работала только мать. Отец стал настоящим алкоголиком, хотя был ветераном Первой мировой войны. К тому же он ненавидел чернокожих и был откровенным расистом. В дальнейшем Джим Джонс даже перестал с ним общаться, поскольку придерживался совершенно других взглядов относительно людей других рас и культур.

Джим Джонс
Семья Джона. В центре дедушка Джима. Мальчик родился в штате Индиана в 1931 года.

Со сверстниками у мальчика отношения не складывались. Его странные разговоры о религии и смерти не располагали к крепкой дружбе. Джим хотел быть в центре внимания. Он часто устраивал похороны животных и мог даже убить их. В более старшем возрасте Джим Джонс стал интересоваться социализмом и не скрывал своего восхищения Адольфом Гитлером.

Считая себя изгоем в обществе, Джим Джонс нашел любовь и радушие в церкви пятидесятников, которую другие презирали.

Непонятое будущее Джима Джонса

Несмотря на сложности жизни, Джим Джонс сумел окончить школу с высокими показателями успеваемости. Через год, в 1949 г., он женился. Молодая семья поселилась в Индианаполисе. Здесь Джонс продолжал посещать церковь и увлекся коммунистическими учениями. В городе часто проходили собрания Коммунистической партии, куда Джонс тоже наведывался. Под влиянием марксистских идей он стал задумываться о неравенстве в обществе. Кроме социального статуса, в Америке эта проблема возникала на почве расовой дискриминации по цвету кожи. Джонс понимал проблемы чернокожих людей и хотел как-то избавить общество от такой несправедливости, когда один имеет все, а другой — ничего.

Внедрить идеи марксизма Джонс решил посредством церкви. В 1952 г. он обучался на пастора методистской церкви, где и начал проповедовать. Но его речи о равенстве людей не понравились методистам и Джонсу пришлось покинуть церковь. Но духовный сан он все же получил в 1956-м году от пятидесятников, а позже и от протестантов.

Свое отношение к людям другой расы Джонс со своей женой отлично продемонстрировали. У них был сын Стефан, но они решили усыновить шестерых детей разного культурного происхождения. Среди них были китайцы, индейцы и чернокожий малыш, которому дали имя приемного отца. По мнению Джонса и его жены, у них была образцовая семья. Именно таким и должно быть общество, где все люди равны.

Храм народов

Еще до получения духовного сана Джим Джонс создал собственную церковь, которую назвал «Храмом народов». Желание быть в центре внимания хорошо трансформировалось в этой деятельности. Джонс принимал в лоно своей «церкви» всех, кого отвергало американское общество. В «Храм народов» могли прийти чернокожие, азиаты, индейцы. Здесь не обращали внимания на цвет кожи. По тем временам это было просто неслыханно. Нигде в США к этим людям не относились с пониманием, а чаще всего перед ними просто закрывали дверь.

До создания «Харма Народов» Джонс торговал обезьянками. 1954 год.

Объединить такую разношерстную публику Джиму Джонсу удалось, благодаря своим идеям о равноправии в обществе. Его проповеди были похожи на церковные, но в них часто звучали идеи коммунизма и социализма. Всеобщее равенство, общество без богатых и бедных, все блага распределяются поровну — вот основные догмы учения Джонса. Даже на свои проповеди он призывал людей приходить в скромной одежде, чтобы никто не выделялся.

Джонс умел не только красиво говорить, а и на деле доказывать свои взгляды. Кроме проповедей Джонс вел широкую деятельность по оказанию помощи нуждающимся. Здесь работали реабилитационный центр для наркоманов и дом престарелых. Бедных людей церковь могла накормить, оказать медицинскую помощь и позаботиться об их детях.

Конечно, люди были благодарны проповеднику за все то, что он для них делал. В свою очередь, он наслаждался той властью, которую получал над ними за свои благодеяния. Уже тогда Джонс хорошо освоил простую истину — привлекая большое число людей на свою сторону, можно привлечь и их деньги. Все, кто тогда знал Джонса, отмечали в нем две противоположные черты — добро и зло. С одной стороны, он привязывал к себе людей, оказывая им необходимую помощь и поддержку, а с другой — устанавливал контроль над ними.

Еще больше влияния

Тем временем организация Джонса разрасталась. Проповедник уже меньше говорил о боге, зато больше поднимал вопрос о преобразованиях в социуме. К делам благотворительности прибавилась и общественная деятельность. Джонс пытался избавиться от расовой дискриминации хотя бы в одном штате. Эта идея далеко не всем была по душе. Недовольство властей вызывало не просто негодование Джонса. Он считал, что против него и его последователей ведется скрытая борьба за смелые взгляды. Он запугивал свою паству серьезными расправами со стороны властей. Они станут неизбежными, если правлением страны займется диктатор.

Параллельно Джонс овладел страхом перед ядерным взрывом. В таком известном журнале как Esquire была опубликована информация о тех местах на планете, которые минуют разрушения в случае ядерной войны. Проповедник считал, что нужно спасаться и от властей, и от ядерного взрыва, а для этого обязательно нужен переезд в безопасное место.

Основание паствы

Таким безопасным местом Джонс сначала рассматривал Бразилию. Он с семьей туда даже ездил на 1,5 года. Также он побывал с этой целью в Гайане. Но по возвращению в США решил перевезти своих последователей на север Калифорнии. Здесь тоже было бы безопасно в случае ядерной войны. С Джонсом уехали 150 прихожан. В Калифорнии в долине Редвуд они намеревались построить социальный рай. Предполагалось, что люди будут заниматься сельским хозяйством, а все произведенное распределять между собой.

Джонс был хорошим идейным вдохновителем. То есть его социальное мировоззрение нашло отклик и у людей из больших городов, где он стал регулярно проводить целые лекции на подобные темы. В начале 70-х он даже свою церковь перенес в Сан-Франциско. К тому времени в ней насчитывалось около 5 тыс. прихожан.

Дом жителя Джонстауна

Чтобы подчеркнуть свое особое предназначение, Джонс проводил сеансы исцеления. Во время выступлений якобы больные люди подходили к нему и он излечивал их только словами. Подобная инсценировка хорошо работала на публику. Люди видели настоящие чудеса и шли за духовным лидером, считая его богом. Они стали называть его Отцом. Сам же Джонс прекрасно понимал, что больше людей сулит больше денег.

Обратная сторона церкви

В Сан-Франциско проповедник быстро наладил контакты с политическими кругами. Ему было что предложить людям из власти. За ним стояли послушные прихожане, которыми легко было управлять. Джонсу ничего не стоило собрать людей на массовые мероприятия или призвать отдать свой голос за определенного кандидата на выборах.

В это же время среди прихожан появились и те, кто стал высказывать недоверие Отцу. Им не нравилось, что в его ближайшем окружении нет ни одного чернокожего. Где же тогда его идейное равенство между людьми? Недовольные высказали Джонсу свои упреки по некоторым делам и пожелали покинуть лоно церкви. Благодаря этим людям общественность вскоре узнала о том, что же творится внутри общины. Джонса их обвинения ничуть не смутили. Он внушил свой пастве, что за ним и его людьми охотятся ФБР и ЦРУ, а вероотступники — это настоящие предатели.

Иерархия в пастве

Все члены церкви находились под строгим контролем пастора. Его помощники даже специально проникали в дома людей, чтобы узнать о банковских счетах и прочем финансовом благосостоянии. Практически всех людей заставляли подписывать пустые бумаги. На них потом можно было разместить признание подписавшегося в совершении тяжких преступлений, например, таких как педофилия или воровство. Человек не мог уйти из церкви сам, поскольку его шантажировали таким серьезным документом.

трагедия джонстауна
Фото в Джонстауне после массового суицида

Была в церкви придумана и система наказаний. Самое безобидное — это записки с извинениями. Но проповедник мог использовать и телесную расправу. Виноватого били привселюдно, что вызывало у Джонса только смех.

Со временем в проповедях пастора появились высказывания о сексе. Джонс не стеснялся говорить о своей интимной жизни. Себя он называл бисексуалом и оправдывал свои отношения с мужчинами и женщинами ради главной цели. Некоторые прихожане имели телесный контакт с пастором, поскольку не смели отказать Отцу.

Мысли о самоубийстве

Но о своем самом страшном намерении проповедник впервые сообщил в 1973 г. В его речах все чаще звучала мысль о массовом суициде, чтобы привлечь внимание общества к проблемам неравенства между людьми. В начале людей шокировали такие высказывания. Но они знали своего пастора только с лучшей стороны, поэтому были уверены, что ничего такого не будет, а его высказывания — это всего лишь мысли во время проповеди. Но Джонс пытался внушить свое мнение в подсознание каждого. Иногда он проводил страшный ритуал. Его помощники давали людям напиток. Как только они его выпивали, проповедник объявлял, что в стаканах был яд и через час все умрут. Уже потом он признавался, что это была шутка и он увидел готовность людей умереть за общее дело.

джонстаун

Все прихожане были одурманены речами своего проповедника. Он сумел внушить им страх. Люди боялись жизни вне церкви. Они понимали, насколько им будет тяжело без поддержки пастора. Джонс давал людям все, чего им не хватало и в этом проявлялось его добро. Но с другой стороны, он был и олицетворением зла, поскольку установил тотальный контроль за своей паствой. Он любил ссорить людей между собой и разрушал семьи, а люди в этом видели только благо. Характерно, что в это время проповедник уже хорошо сидел на наркотиках.

Рай в джунглях

Свою идею об искусственно созданном идеальном мире Джонс не забывал. В 1974 г. он купил большую территорию в джунглях Гайаны и здесь решил создать коммуну для своих последователей. Новое поселение назвали селением Джонстаун. Основное строительство началось в 1976 г. силами нескольких энтузиастов. Их не пугали жара и тяжелые условия непроходимого леса. В городке были выстроены дома, павильон для собраний, курятник и свинарник, были обработаны земли для посевов, а также сооружены детский сад и больница. Для всех прихожан был снят фильм о жизни в коммуне. Его демонстрировали во время собраний во всех церквях «Храма народов», а не только в общине Джонстаун. С экрана люди видели райскую жизнь, которую желали себе и своим детям.

Как раз в 1977 г. СМИ стали проявлять интерес к духовной общине Джонстаун. Рассказы тех, кому удалось уйти из церкви, не давали покоя общественности. Джонс понимал, что надо своих последователей вывозить из США как можно скорее. Люди покидали страну в разное время и через разные аэропорты, чтобы у властей не возникало никаких подозрений по поводу массового перемещения последователей «Храма».

убийство в общине джонстаун

Что творилось в Джонстауне

Уже на месте люди быстро обнаружили, что попали в настоящий концлагерь, который охранялся с вышки вооруженной охраной. Деньги и паспорта были сразу же собраны. Людей заставили работать по 16 ч. Питание было налажено плохо, поэтому люди недоедали, а жили в самых простых условиях, постоянно страдая от жары. Никто не знал, что творится в мире. Через громкоговоритель пастор сообщал все новости, которые сам и выдумывал.

что случилось в джонстаун

Дальнейшая жизнь в коммуне Джонстаун только подтверждала сумасшествие Джонса. Он уверил людей, что мир против их общины и надо готовиться к вооруженному нападению. Для этого в коммуне стали проводить военные учения. Объявлялась боевая тревога и люд с оружием в руках выстраивались по периметру территории. Находились среди последователей и те, кто пытался высказаться против решений Отца. Такого человека накачивали наркотикам и надолго изолировали. Остальным жителям общины запрещали быть со своей семьей и общаться между собой.

Люди превращались в настоящее стадо. Этому способствовала и подготовка к массовому суициду. В коммуне часто устраивали белые ночи. Всех будили и раздавали напиток, который якобы содержал яд. Пастор убеждал людей в необходимости самим уйти из жизни. В начале у него было только два последователя, но потом все больше людей склонялись к такому исходу. Жители общины Джонстаун были сильно истощены физически и морально, поэтому они уже согласны были на все.

самоубийство в Джонстаун
JONESTOWN, GUYANA — 1978: People lie on the ground dead from being forced to commit suicide. Over 900 people died by the direction of Rev. Jim Jones. (Photo by Frank Johnston/The The Washington Post via Getty Images)

В то же время сам настоятель «Храма» жил в отдельном доме с кондиционером и со всеми современными благами цивилизации. Иногда он мог угостить кого-нибудь конфетой, если человек доказывал свою преданность. Обычно требовалось «сдать» предателя или выявить какие-то нарушения среди членов общины.

Последние дни общины Джонстаун

Несмотря на жизнь «Храма» в Гайане, в США поднималась волна недовольства по поводу деятельности церкви. Тревогу били её бывшие члены, журналисты и родственники тех, кто уехал за пастором в Южную Америку. Вся эта информация дошла до конгрессмена Лео Райна. Он был известен своими смелыми поступками, поэтому вызвался лично проверить, как живут в общине. В ноябре 1978 г. Райан вместе с несколькими своими помощниками, журналистами и родственниками последователей вылетели на небольшом самолете в Порт Каитума. От этого города было всего 8 км до коммуны Джонстаун.

Известно, что конгрессмена и его делегацию душевно встретили в общине. Им все показали и рассказали о своей жизни. Люди наперебой нахваливали условия и порядки в коммуне Джонстаун. Потом гостей хорошо накормили и устроили для них концерт. Райан был убежден, что в Джонстауне все в порядке. Об этом он сказал в своей речи, с которой выступил перед жителями общины.

Во время выступления Райана его окружению была передана записка. В ней кто-то из жителей сообщил о желании уехать из этого места. Когда записку показали Джонсу, он занервничал и сказал, что это вранье. Потом нашлись среди членов общины те, кто хотел покинуть Джонстаун. Пастор пытался их отговорить, но потом разрешил уехать вместе с делегацией.

Как только гости покинули общину, Джонс приказал своим охранникам ехать за ними и не дать предателям «Храма» покинуть Гайану.

смерть джонстаун

Убийство конгрессмена

По трагическому стечению обстоятельств делегация не смогла вовремя покинуть страну. С ними были 6 человек из общины, а для них не хватало место в маленьком самолете. Пришлось запрашивать другой и это заняло некоторое время. Как только самолет подали, на взлетной полосе появился трактор с прицепом, в котором находились вооруженные люди. Они открыли огонь по членам делегации. В результате Райан, трое журналистов и одна женщина из общины Джонстаун были убиты. Остальные получили серьезные ранения.

Известие о смерти Конгресмена Джонс немедленно сообщил своей пастве. Он предложил людям уйти из жизни сейчас, поскольку никто им не даст мирной жизни после такого случая. Только один человек возразил против этого решения. Остальные были уже давно подготовлены к подобному исходу. Джонс немедленно смешал в бочке с фруктовым напитком яд. Сперва его впрыснули детям, а потом раздали стаканы взрослым.

Другое решение

Сам проповедник пить не стал. Он дождался момента, когда все были мертвы и покинул общину с пятью своими помощниками. В столице Гайаны у общины была собственность. Позже в Джорджтауне лидер «Храма» и был застрелен.

Однако среди членов общины были те, кто выжил. Одна женщина просто спряталась и все время проспала. Несколько молодых людей вместе с сыновьями Джонса уехали в тот день на баскетбольный матч в столицу. Кто-то был по делам общины Джонстаун за ее пределами. Среди тех, кто выжил, был Тим Картер. Он выполнял срочное задание. Джонс передал ему сумку с деньгами, которую нужно было доставить в посольство СССР. Так он хотел получить у русских убежища для всех членов общины.

Слухи о Джонстауне.

Вся история с «Храмом народов» имеет массу слухов. Есть мнение, что люди вводили себе яд внутривенно, т.к. на их телах обнаружены следы от иголок. Не исключено, что это делали насильно, и тогда произошедшее можно считать убийством.

Джонстаун мемориал

Есть еще одна версия, которая утверждает об операции спецслужб США. Такая расправа над членами общины последовала после их обращения в посольство СССР с просьбой о предоставлении убежища.

Дома общины после трагедии были разграблены местными жителями. Проживать здесь никто не хотел. Потом вся коммуна сгорела. Сегодня территорию общины найти сложно. Здесь снова разрослись джунгли. Сохранилась только вывеска над входом.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *